Подписка на рассылку

Избранные материалы которые не стоит пропускать, — в наших рассылках. Никакого спама!

Подписаться

Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности.

@ 2024-2025 top-suzdal.ru
Путеводитель Суздаля

Первые цветные фотографии Российской Империи: история создания и наследие Сергея Прокудина-Горского

Сергей Михайлович Прокудин-Горский, наследник старого дворянского рода из Владимирской губернии, русский фотограф и изобретатель, является пионером цветной фотографии в России. Его работы, созданные в начале XX века, представляют собой уникальный пример достижений в области фотографии и сохранения культурного наследия.

Прокудин-Горский начал свою карьеру фотографа в мастерской на Большой Подьяческой, где выполнял заказные работы и проявлял снимки любителей фотографии.

Сергея Михайловича Прокудина-Горского на реке Королисцкали (Каролисцкали), Грузия

Фотография: Сергея Михайловича Прокудина-Горского на реке Королисцкали (Каролисцкали), Грузия.

Изобретения Прокудина-Горского повлиявшие на развитие цветной фотографии

Сергей Михайлович сделал несколько важных изобретений, которые повлияли на развитие цветной фотографии. Он усовершенствовал существующую технологию создания фото, опираясь на методе трехцветной фотографии, который включал в себя три экспозиции с применением соответствующих цветных фильтров. Путём съёмки одного и того же объекта трижды с использованием различных фильтров, цветные изображения получались после совмещения трех экспозиций, каждая из которых отражала один из основных цветов спектра. Ретушированные фотографии были подвергнуты математической обработке, что обеспечивало точность воспроизведения цветов.

В 1903 году Прокудин-Горский создал свой первый особый фотоаппарат, изготовленный в мастерских Вильгельма Бермполя и получил патент на изобретение. Камера системы Мите-Бермполя имела специальную кассету с трёхцветными фильтрами (красным, зеленым и синим), которая могла свободно двигаться по вертикальным направляющим и фиксировалась с помощью замка в трёх положениях для различных экспозиций при цветоделении. После каждой экспозиции замок кассеты освобождался пневматическим механизмом с помощью груши, что позволяло получать цветные изображения на стеклянных негативах.

Особый фотоаппарат системы Мите-Бермполя с трёхцветными фильтрами. Фото сделано на съемочной площадке фильма Леонида Парфёнова «Цвет Нации»

Фотография:  Особого фотоаппарата системы Мите-Бермполя с трёхцветными фильтрами. Фото сделано на съемочной площадке фильма Леонида Парфёнова «Цвет Нации»

Фотоаппарат системы Мите-Бермполя с трёхцветными фильтрами

Затем, используя систему проекции света с теми же самыми фильтрами, он показывал эти изображения в цветном варианте на диапозитивах на лекциях.

Таким образом, изобретения Сергея Прокудина-Горского - фотоаппарат с цветными фильтрами и метод съемки с использованием трехцветной фотографии - значительно повлияли на развитие цветной фотографии в России и мире.

Начало фотопроекта «Вся Россия»

Сергей Михайлович был убежденным реалистом, и его работы отражали его гуманистические традиции русской культуры. Он верил, что цветная фотография должна быть инструментом для сохранения и отображения его современной России, ее культуры, истории и модернизации.

Он также создавал фотопортреты известных современников, включая членов царской семьи, Федора Шаляпина и Льва Толстого. В 1908 году Прокудин-Горский написал письмо Льву Толстому, прося дать согласие на съемку цветного фотопортрета.

Фотохудожник пишет: «Теперь, когда процесс фотографирования по моему способу и на моих пластинах требует от 1-3 секунд, я позволю себе просить Вас разрешить мне приехать на один-два дня (имея в виду состояние Вашего здоровья и погоду), дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги...

Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру. Эти изображения вечны - не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может».

Лев Толстой в объективе Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Ясная Поляна 23 мая 1908 года

Фотография: Лев Толстой в объективе Сергей Михайлович Прокудин-Горский

С 1909 года Прокудин-Горский предпринимал регулярные фотоэкспедиции при личной поддержке императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую Империю. Для этого фотографу был выделен необходимый транспорт и специально оборудованный железнодорожный вагон. 

Отрывок из автобиографической записки Сергея Михайловича 1932 года. «…мне был дан по Высочайшему Повелению Пульмановский вагон, специально оборудованный по моим указаниям. Там была устроена прекрасная лаборатория, превращавшаяся по желанию из светлой в темную, для исполнения работ в пути и на стоянках, а также помещение для жизни моей и моих сотрудников. Вагон этот предоставлен был в полное мое распоряжение, прицеплялся к указанному мною поезду, отцеплялся на той станции, где я предполагал работать и ставился на это время на запасной путь. Мы продолжали жить в своем вагоне, совершали поездки для съемки, а затем снова передвигались в следующий намеченный пункт.»

Спецвагон Прокудина-Горского на станции Бородино в сентябре 1911 года (реставратор - Duffy's tavern)

Фотография: Прокудина-Горского. Спецвагон (реставратор - Duffy's tavern)

Он осуществил грандиозное путешествие, запечатлевая в фотографии жизнь городов и сел, строительство железных дорог, развитие промышленности, сельское хозяйство, исторические памятники, природу и бытовые сцены. Сергей Михайлович побывал на территории современного Узбекистана, Таджикистана, Украины, Беларуси, Грузии и Азербайджана.

Суздаль в цвете

Суздаль был одним из многих мест, которые Прокудин-Горский посетил в рамках фотопроекта «Вся Россия».

Летом 1912 года Сергей Михайлович создал коллекцию фотографий Суздаля в цвете. Кадры древней столицы, сделанные им, представляют собой уникальный архив, который сохраняет историю для будущих поколений и культурные достопримечательности города.

Некоторые строения так и застыли во времени, на вечно оставшись лишь на фотографиях Прокудина-Горского. Одним из таких примеров является Дмитриевская церковь в Суздале, которая не сохранилась до наших дней - была разрушена в начале XX века. Она возвышалась на высоком берегу реки Каменка в юго-западной части города, и сегодня примерно на этом месте находится Преображенская церковь, входящая в состав Музея деревянного зодчества.

Фотография:  Прокудина-Горского. Дмитриевская церковь в Суздале

Но также благодаря фотографиям Сергея Михайловича мы можем погрузиться в ту атмосферу, увидеть красоту и величие исторических строений.

По следам Прокудина-Горского. Ильинской церкови с колокольни Дмитриевской церкви

Фотография: Прокудина-Горского. Ильинской церкови с колокольни Дмитриевской церкви

Ансамбль Суздальского Кремля: собор Рождества Богородицы, соборная колокольня и Архиерейские палаты, которые великолепно запечатлены на снимках этого выдающегося фотографа.

Он помогает нам оценить красоту и утонченность деталей зодчества того времени, передает в фотографиях атмосферу эпохи, позволяя нам увидеть исторические строения во всей своей поистине великолепной красе.

Фотография: По следам Прокудина-Горского. Суздальский кремль

Росписи на стенах собора Рождества Богородицы наполняют воображение образами и символикой давно ушедшей эпохи. Благодаря этим уникальным фотографиям мы можем проникнуться историей и культурой того времени, насладиться красотой и мастерством русских ремесленников и художников.

По следам Прокудина-Горского. Богоявленская церковь и церковь Рождества Иоанна Предтечи

Фотография: Прокудина-Горского. Богоявленская церковь и церковь Рождества Иоанна Предтечи

Двухшатровые Святые ворота Ризоположенского монастыря, которые сохранились до наших дней. Воздвигнутые в XVII веке в составе ансамбля Ризоположенского монастыря - эти ворота были созданы группой талантливых мастеров: Маминым, Грязновым и Шмаковым, и представляют собой истинные шедевры суздальского зодчества. Они воплотили в себе композиционные техники и умопомрачительное мастерство узорчатой пластики и многоцветного изразцового украшения архитектуры XVII века.

Фотография: Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Двухшатровые Святые ворота Ризоположенского монастыря

На фотографии снятой с Преподобенской колокольни открывается вид на главный проспект города, где в дали видны крепкие и неприступные стены Спасо-Евфимиева монастыря, возведённые во второй половине XVII столетия. Их длина составляет 1200 метров, высота достигает примерно восьми метров, а монастырь насчитывает двенадцать башен, среди которых нет двух одинаковых. Эта крепость была неприступной для своего времени.

Фотография: Прокудина-Горского. Спасо-Евфимиева монастырь

И это только малая часть его работ. Фотографии Прокудина-Горского позволяют нам не только увидеть, но и почувствовать дух прошлого, погрузиться в мир старинных зодчественных шедевров и насладиться их неповторимой красотой и величием.

Фотоальбомы Сергей Михайлович Прокудин-Горский

Он не ограничивался фотографированием, а исследовал места которые снимал, тщательно все записывал. Составлял хронику своих путешествий по Российской Империи в виде альбомов с фотографиями, которые представляли собой тщательно отобранные и расположенные в хронологическом порядке печатные снимки, созданные на основе стеклянных негативов.

Прокудин-Горский скончался в Париже 27 сентября 1944 года, спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа

Автопортрет Сергея Прокудина-Горского. Водопад Кивач

Фотография: Автопортрет Сергея Прокудина-Горского. Водопад Кивач

Всего за жизнь он сделал более 4000 фотографий в разных точках мира. Часть этого наследия погибла в годы революции. Коллекция фотографий Прокудина-Горского, включающая его знаменитые цветные снимки, является общественным достоянием и часто используется в различных мероприятиях.

Сегодня наследие Сергея Михайловича продолжает вдохновлять и интересовать людей по всему миру. Его работы, созданные более столетия назад, остаются живыми примерами достижений в области фотографии и сохранения культурного наследия России.

Публикации по теме

Показать больше

Темы

Путеводители города

Новости Cуздаля

Афиша Суздаля